Термостабилизаторы грунтов

Вечная мерзлота занимает более 50% всей территории России, а на Дальнем Востоке она охватывает 80% территории.

Вырубка на полосе отвода деревьев, кустарника и удаление мохоторфяного растительного покрова способствует увеличению толщины деятельного слоя (Прим. от поверхности земли вечная мерзлота отделена слоем грунта с сезонным промерзанием-оттаиванием, который называют деятельным слоем).

При строительстве автомобильных дорог основание под откосами насыпи является ее «слабым местом» независимо от высоты насыпи. Так, при увеличении ее высоты ВГВМ (верхний горизонт вечной мерзлоты) поднимается в тело насыпи, образуя в ее центральной части мерзлое ядро, которое, тем не менее, не может препятствовать оттаиванию грунтов под откосами.

Вследствие просадок оттаявших грунтов обычно наблюдается деформация откоса: в нижней его части происходит сдвиг, в верхней части откоса и в теле насыпи образуются вертикальные трещины. Затем происходит обрушение верхней части откоса и постепенное разрушение насыпи (рис.1 и Фото 1) .

В зоне вечной мерзлоты на участках с наличием просадочных при оттаивании грунтов данная проблема устраняется проектным решением с помощью метода охлаждения (замораживания) грунтов в целях повышения их несущей способности, а также для обеспечения устойчивости и эксплуатационной надежности оснований.

В основе принципа действия лежит передача тепла от грунта к окружающему воздуху, в результате происходит процесс сохранения грунта основания в мерзлом состоянии, тем самым повышается его несущая способность.

Это происходит за счет применения ССГ (сезонных стабилизаторов грунта) (рис.2).

Сезонный стабилизатор грунта применяется для температурной стабилизации вечномерзлых, талых, пластично мёрзлых грунтов, лежащих в основании при строительстве:

  • автомобильных дорог (Рис.3);
  • железных дорог;
  • временных дорог;
  • технологических дорог;
  • вдольтрассовых дорог;
  •  лесных дорог;
  • дорог предприятий;
  • мачт, вышек, ЛЭП, столбов освещения, берм дорожных знаков;
  • подходных насыпей мостовых переходов, упорных лотков, входного и выходного оголовка водопропускных труб;
  • заборов, шумовых экранов;
  • пешеходных дорожек (Рис.4);
  • армогрунтовых подпорных стен;
  •  сооружений и зданий (Рис.5);
  • аэродромов;
  • вертолетных площадок
  • в укреплении естественных и искусственных откосов и склонов (Рис.6), оврагов;
  • мерзлотных завес, водозаборов, дамб, ледовых островов, переправ и других сооружений дорожных объектов строительства в условиях криолитозоны.